Перейти к:
Особенности ведения первичной медицинской документации в клинических исследованиях на здоровых добровольцах
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Фитилёв С.Б., Шкребнёва И.И., Возжаев А.В. Особенности ведения первичной медицинской документации в клинических исследованиях на здоровых добровольцах. Качественная Клиническая Практика. 2016;(4):35-38.
For citation:
Fitilev S.B., Shkrebneva I.I., Vozzhaev A.V. Specific aspects of source medical documents in clinical studies on healthy volunteers. Kachestvennaya Klinicheskaya Praktika = Good Clinical Practice. 2016;(4):35-38. (In Russ.)
В соответствии с ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика» (пп. 1.41, 1.42) первичной документаций (source documents) считаются «исходные документы, данные и записи», в которых фиксируются первичные данные (source data), позволяющие «воссоздать ход клинического исследования и оценить его» [1]. Понятие «первичная документация» включает широкий диапазон носителей информации, выходящий далеко за пределы основных медицинских документов — истории болезни и амбулаторной карты, однако именно в этих документах содержится 90% ключевой информации о субъектах клинических исследований (КИ). Существенные отклонения от правил ведения первичной медицинской документации ставят под сомнение не только качество, но и в ряде случаев — правомочность проведённого КИ [2].
Первая фаза клинических испытаний — один из ключевых этапов разработки нового лекарственного препарата [3], что объясняет, почему в таких исследованиях предъявляются особо жёсткие требования к проведению процедур исследования, качеству получаемых данных и их отражению в первичной документации.
В подавляющим большинстве КИ ранних фаз на здоровых добровольцах предполагается 2 этапа — амбулаторный и стационарный. Соответственно возникает необходимость использовать в качестве первичной медицинской документации как амбулаторные, так и стационарные карты. Формы амбулаторной и стационарной карт утверждены Министерством здравоохранения РФ [5, 6] и имеют определённые требования к порядку их заполнения, которые по определению не должны нарушаться. Участие здорового добровольца в КИ в достаточной степени усложняет и дополняет общепринятые стандарты ведения подобной документации, так как определённая часть информации, получаемой в ходе КИ, является специфической для конкретного протокола и не используется в рутинной медицинской практике.
Из опыта КИ известно, что в ряде случаев некоторые исследователи предпочитают использовать в качестве первичных медицинских документов специальные формы (шаблоны), разработанные для конкретного исследования (trial-specific forms). Исторически данный подход часто воспринимался аудиторией профессионалов неоднозначно и имел своих сторонников и противников. Однако применительно к КИ ранних фаз в настоящее время дискуссия по данному вопросу практически прекращена и ведение первичной медицинской документации с использованием шаблонов представляется наиболее оптимальным решением. Аргументами в пользу такой практики являются требования ICH GCP к разборчивости и читабельности текста, снижение вероятности потери информации, обеспечение чёткой логистики процедур исследования, необходимость фиксации данных немедицинского характера.
Основываясь на собственном опыте, а также опыте общения с международными аудиторскими компаниями, авторы попытались предложить методические подходы к разработке и использованию шаблонов первичной медицинской документации в практике КИ ранних фаз с участием здоровых добровольцев.
Специальные формы (шаблоны) при проведении КИ — это информационный каркас исследования согласно требованиям и дизайну протокола, состоящий из повизитных модулей, ассимилированных в структуру рутинного медицинского документа.
Шаблоны призваны фиксировать внимание исследователей не только на общепринятых для медицинской практики процедурах обследования и наблюдения, но и на специфических для КИ ранних фаз вопросах, предписанных протоколом и изложенных в хронологической последовательности.
Структура специальных форм (шаблонов) при проведении КИ
Специальные формы (шаблоны) должны в обязательном порядке содержать все анамнестические, физикальные, диагностические и лабораторные данные в строгом соответствии со сложившейся медицинской практикой, и, как минимум, следующую информацию:
1. trial-specific данные:
• номер и версию протокола КИ;
• номер сайта;
• номер и дату версии шаблона (располагаются, как правило, в верхнем колонтитуле на всех листах амбулаторной/стационарной карты).
2. данные о добровольце:
• демографические данные, позволяющие его идентифицировать;
• описание процесса получения информированного согласия;
• присвоение скринингового номера;
• присвоение индивидуального идентификационного кода пациента (ИИКП) и выдача полиса обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в КИ лекарственного средства (с указанием названия страховой компании), карточки участника исследования с указанием версии (если предусмотрено протоколом);
• медицинский анамнез;
• лекарственный анамнез;
• аллергологический анамнез;
• факт и дату окончания участия в предыдущем клиническом исследовании;
• отношение к донорству;
• отношение к алкоголю и статус курения;
• факт злоупотребления лекарственными препаратами в анамнезе;
• приём ксантинсодержащих продуктов;
• наличие/отсутствие особенностей питания (вегетарианство, неупотребление свинины, молочных продуктов и т.п.);
• данные относительно репродуктивной функции;
• способы контрацепции и факт получения согласия на использование адекватных мер по предупреждению беременности у женщин-участниц исследования и у половых партнёрш мужчин-участников исследования.
3. данные физикального осмотра:
• рост, масса тела, индекс массы тела (с учётом возможных требований протокола, например, масса тела измеряется сразу после опорожнения мочевого пузыря, без верхней одежды и обуви);
* показатели жизненно важных функций, порядок измерения которых предписываются протоколом (в положении сидя/'лёжа/стоя; через 2/5/10 минут отдыха; измерение температуры в подмышечной области/в ротовой полости/в слуховом проходе и т.п.);
* данные осмотра по органам и системам (в этом разделе, помимо традиционного, рутинного осмотра, должны учитываться требования конкретного протокола);
* интерпретация полученных результатов (норма/клинически незначимо/клинически значимо).
4. данные инструментальных и лабораторных методов исследования, в т.ч. результаты тестов на беременность (для женщин), на содержание наркотических и психотропных веществ, никотина (если требуется) и алкоголя, интерпретация их клинической значимости
5. диагноз.
6. анализ критериев включения/невключения:
* подтверждение наличия всех критериев включения;
* подтверждение отсутствия критериев невключения;
* заключение о возможности продолжать исследование.
7. факт госпитализации в стационар клинического центра, включая описание применяемых процедур идентификации добровольца (например, медицинские браслеты с указанием номера протокола, инициалов и номера добровольца).
8. факт рандомизации:
* рандомизационный номер (если таковой предусмотрен протоколом), распределение в исследуемую группу и т.п.
9. назначение исследуемого препарата (ИП):
* сведения о выдаче ИП (номер, доза, количество);
* сведения о приёме ИП (время, доза, способ и условия приёма);
* описание нежелательных явлений во время приема ИП (рвота, инфузионные реакции и т.п.);
* информация о водно-пищевом режиме до и после дозирования ИП.
10. фармакокинетическое исследование:
* описание процедуры установки катетера;
* хронометраж отбора фармакокинетических проб с указанием планируемого и фактического времени отбора образцов крови.
11. прочее:
* все сведения о НЯ;
* информация о дополнительных методах оценки состояния — дневники, опросники, шкалы и т.д.;
* дата текущего визита;
* дата следующего визита;
* рекомендации, касающиеся требований следующего визита; диетические рекомендации, рекомендации относительно физических нагрузок (если таковые предусмотрены протоколом) и пр.;
* факт и дата завершения участия в исследовании;
* подпись врача-исследователя и в ряде случаев — главного исследователя.
Вся информация размещается в повизитных модулях таким образом, чтобы не нарушать естественную последовательность обследования и ведения добровольца. На этапе пребывания в стационаре клинического центра, который включает в себя процедуры дозирования ИП и интенсивного фармакокинетического исследования, по мнению авторов целесообразно использовать специальную форму — «индивидуальный процедурный лист добровольца». Данная форма находится у кровати каждого добровольца и позволяет максимально быстро фиксировать всю необходимую информацию по проведённым процедурам в строгом соответствии с их хронометражем и последовательностью, предписанными протоколом.
Рекомендации по разработке специальных форм (шаблонов)
Объём информации должен быть оптимальным и в достаточной степени детализированным, чтобы, с одной стороны, не пропустить любое клинически значимое событие, а с другой — выполнить все требования протокола к процедурам исследования.
В отличие от индивидуальной регистрационной карты (ИРК) при создании шаблонов используется, преимущественно, последовательная, а не параллельная структура. Редко используется или не рекомендуется принцип формализации ответов, употребление глаголов и градация симптомов, а также — принцип кодирования. Кроме того, должно быть предусмотрено достаточное количество полей для произвольного изложения текста согласно сложившейся медицинской практике. Очень важно, чтобы шаблоны по дизайну скорее напоминали подробную историю болезни, а не чек-лист или ИРК.
Кто разрабатывает специальные формы (шаблоны)?
Специальные формы (шаблоны) разрабатываются наиболее опытным членом исследовательской команды и обсуждаются с ключевыми сотрудниками центра до начала исследования. Ответственность за качество разработанных форм несёт главный исследователь.
Согласование специальных форм (шаблонов)
Принципиальным моментом является необходимость первичного согласования шаблонов со Спонсором исследования, с последующим утверждением этого документа руководителем клиники в приказе о начале исследования. Только после этого использование шаблонов можно рассматривать как рабочую процедуру для данного исследования в данной клинике.
Заключение
При условии соблюдения в шаблонах первичной документации всех принципов сложившийся медицинской практики, дополнение специфической для исследований информации имеет только плюсы.
Во-первых, это позволяет наиболее полно отражать информацию по ключевым этапам исследований I фазы (дозирование, контроль безопасности, изучение фармакокинетики). Во-вторых, шаблоны фиксируют внимание исследователей на всех без исключения деталях конкретного протокола. В-третьих, такой подход минимизирует количество ошибок при переносе первичных данных в индивидуальную регистрационную карту. И, наконец, чёткая структуризация и последовательность специальных форм позволяют монитору наиболее эффективно контролировать заполнение первичной документации и осуществлять верификацию данных, что в результате способствует повышению качества клинических исследований.
Список литературы
1. ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика».
2. Мелихов О.Г. Клинические исследования. Изд. «Атмосфера», М. 2003.
3. Клинические испытания лекарств / под ред. Мальцева В.И., Ефимцевой Т.К., Белоусова Ю.Б., Коваленко В.Н. Изд. Киев, «Морион». 2002.
4. Guidelines for phase 1 clinical trials, 2012 edition, ABPI.
5. Приказ МЗ РФ от 15.12.2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядку по их заполнению».
6. Приказ Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 (ред. от 31.12.2002) «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
Об авторах
С. Б. ФитилёвРоссия
И. И. Шкребнёва
Россия
А. В. Возжаев
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Фитилёв С.Б., Шкребнёва И.И., Возжаев А.В. Особенности ведения первичной медицинской документации в клинических исследованиях на здоровых добровольцах. Качественная Клиническая Практика. 2016;(4):35-38.
For citation:
Fitilev S.B., Shkrebneva I.I., Vozzhaev A.V. Specific aspects of source medical documents in clinical studies on healthy volunteers. Kachestvennaya Klinicheskaya Praktika = Good Clinical Practice. 2016;(4):35-38. (In Russ.)