В 2010 г. впервые за все время расходы на научно-исследовательскую деятельность (R&D) в мировой фармотрасли в 2010 г. сократились после многих десятилетий безудержного роста. В текущем году, по мнению экспертов, темп снижения затрат на научные цели, вероятно, ускорится. По данным Thomson Reuters, в 2010 г. расходы на исследования и разработку новых лекарственных препаратов составили примерно 68 млрд долл. США, что почти на 3% меньше, чем в 2008 и 2009 гг. Снижение расходов на R&D отражает низкую отдачу, что вызывает разочарование у фармпроизволителей. Неутешительные результаты продуктивности научных исследований, пожалуй, являются основной причиной снижения оценки стоимости активов фармсектора сектора в течение последнего десятилетия. Традиционно сокращение затрат фармацевтических компаний не касалось деятельности их научных лабораторий, однако в прошедшем году ситуация изменилась и темп сокращений увеличился. Наиболее крупные сокращения расходов на R&D коснулись американской фармацевтической компании Pfizer. Ее новый исполнительный директор Йан Рид планирует сократить их почти на четверть в течение ближайших двух лет. Другие компании также принимают подобные меры, но в меньших масштабах. В 2010 г. на мировом фармрынке появился 21 новый препарат по сравнению с 26 в 2009 г. И только треть из них были разработаны крупными фармкомпаниями с ежегодными исследовательскими бюджетами, составляющими, по меньшей мере, 2 млрд долл. США. Таковы данные исследовательской компании CMR International (подразделение Thomson Reuters). В 2008–2010 гг. была прекращена разработка 55 экспериментальных лекарственных препаратов, дошедших до III фазы клинических испытаний. Это более чем вдвое превышает показатель 2005–2007 гг. и отражает растущие сложности в разработке новых лекарств, по эффективности превосходящих существующие. На фоне потери патентной защиты на более чем 110 лекарственных препаратов на американском фармрынке в 2012–2014 гг. фармацевтические компании все больше склонны покупать права на перспективные продукты у небольших биотехнологических компаний. Однако такая стратегия также не всегда приносит удачу, т.к., по данным CMR International, у новых лекарственных препаратов, разработанных в лабораториях Большой фармы, на 20% больше шансов попасть на рынок. Как отметил руководитель CMR International Ханс Поульсен, может понадобиться от 4 до 6 лет, чтобы переломить тенденцию сокращения расходов на R&D. Источник: pharmvestnik.ru
|