Специалист по обеспечению качества (Quality Assurance Specialist, Quality Assurance Manager (QAS)) – это сотрудник, целью деятельности которого является обеспечение непрерывности функционирования системы контроля качества в клинических исследованиях в соответствии с национальными регуляторными требованиями, корпоративными стандартами, общими требованиями GCP, регистрационным досье и иными документами, регулирующими фармацевтическую деятельность. В обязанности QAS входят: • планирование и внедрение системы управления качеством в компании; • сбор и систематизация информации, необходимой для анализа Системы менеджмента качества (СМК); • периодическая оценка статуса введения в действие модулей качества, отчётность по статусу; • создание системы Стандартных операционных процедур (СОП); • организация и контроль за всеми этапами разработки СОП: - инициация СОП, - привлечение к разработке СОП специалистами тех областей, на которые распространяется действие процедуры, - согласование проекта СОП со старшими специалистами, руководителями отделов компании, - одобрение СОП руководством компании, - финальное оформление и регистрация СОП, - обновление СОП в назначенный срок или при изменении процедур, описанных в СОП; • информирование всех сотрудников, на которых распространяется действие СОП; • организация и контроль за обучением сотрудников компании, задействованных в клинических исследованиях, а именно: проектных менеджеров, специалистов по клиническим исследованиям, специалистов и менеджеров по управлению данными, специалистов и менеджеров по фармаконадзору, статистиков, специалистов и менеджеров по обеспечению качества, логистов, медицинских писателей, лиц, ответственных за фармацевтические технологии, и прочих; • проведение внутреннего аудита клинических исследований с целью контроля качества их проведения и следования требованиям СОП, регуляторным требованиям и правилам Надлежащей клинической практики; • аудит функций или систем (изготовление лекарственного препарата, обработка компьютерных данных и т. д.), с целью улучшения их качества и надёжности; • сопровождение внешних аудитов в качестве наблюдателя; • участие в инспекциях компании и/или исследовательского центра уполномоченными органами здравоохранения в качестве представителя; • оценка GCP-статуса и соответствия стандартам компании поставщиков соответствующих услуг (КИО, лабораторий, складов и т.д.); • осуществление надзора за КИО и иными поставщиками услуг при проведении клинических исследований; • контроль результатов обработки данных по проведению клинических исследований (анализ данных и отчётность, статистические отчёты, обзор медицинских записей, архивирование, обращение с образцами); • контроль работы с Отклонениями; • ко-мониторинговый контроль (полевая работа); • контроль документации по безопасности в рамках клинического исследования (ведение базы данных по фармаконадзору в разрезе клинического исследования, целостность данных); • контроль соблюдения требований в области сообщений о СНЯ; • контроль документации по обучению персонала, вовлечённого в клинические исследования; • проведение обучения для сотрудников компании в области обеспечения качества; • составление отчётов по контролю и обеспечению качества клинических исследований для уполномоченных органов здравоохранения; • взаимодействие с государственными регуляторными органами в РФ, контрагентами, производителями лекарственных средств, научно-исследовательскими институтами, медицинскими организациями, КИО, лабораториями и другими организациями с целью надлежащего осуществления всех процессов клинического исследования; • участие в процессе согласования договоров на оказание услуг, дополнительных соглашений, спецификаций на оказание услуг и др., предоставляемых государственными регуляторными органами в РФ, экспертными организациями, производителями лекарственных средств, научно-исследовательскими институтами, медицинскими организациями, КИО, лабораториями и другими организациями; • осуществление мониторинга нормативных документов, регламентирующих проведение клинических исследований, государственную регистрацию, с целью принятия своевременных мер и внесения необходимых корректировок в соответствующие процессы и документацию для обеспечения беспрепятственного обращения на фармацевтическом рынке продукции компании; • ведение учёта документов, составление и поддерживание в актуальном состоянии электронной базы документации и базы документации на бумажных носителях. Требования к специалисту следующие: • образование: высшее медицинское или фармацевтическое; • опыт работы специалистом по клиническим исследованиям; • знание законодательных актов РФ и иных нормативных правовых актов МЗ РФ, регламентирующих порядок проведения клинических исследований лекарственных средств, а также их проведение по правилам Надлежащей клинической практики; • знание процесса разработки лекарственных средств и проведения клинических исследований, понимание процесса разработки Плана клинических исследований, проведения и методологии клинических исследований; • знание принципов работы регулирующих органов, научно-исследовательских институтов, медицинских организаций, КИО в области клинических исследований лекарственных средств; • знание порядка формирования и подачи досье на получение разрешения клинических исследований и сопутствующей документации в регуляторные органы. _______________________ Более подробно можно узнать в руководстве «Управление клиническими исследованиями». Руководство состоит из восьми Разделов:
_______________________ Выходные данные: Управление клиническими исследованиями / под общ. ред. Белоусова Д. Ю., Зырянова С. К., Колбина А. С. — 1-е изд. — М. : Буки Веди : Издательство ОКИ, 2017. — 676 с. : ил. ISBN 978-5-4465-1602-5 _______________________ Ознакомиться с учебным пособием можно на сайте: http://www.calameo.com/read/005427138a96644f72fc6 _______________________ Приобрести можно в офисе ООО "Издательство ОКИ": тел.: +7 (910) 449-22-73 e-mail: eva88@list.ru |