Preview

Качественная клиническая практика

Расширенный поиск

Спасение через ЭКО

Во Франции родился ребенок, специально созданный для лечения своего брата или сестры, сообщает агентство AFP. Ребенок был зачат при помощи экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), на этапе внедрения эмбриона в матку был отобран зародыш, у которого не было гена бета-талассемии, которой болен его старший брат или сестра. Кроме того, было известно, что он может быть источником стволовых клеток, находящихся в пуповинной крови, необходимых для лечения его родственника. Ребенка, происходящего из семьи выходцев из Турции, назвали Умут-Талха (Umut-Talha), что по-турецки означает «наша надежда». Он появился на свет 26 января, его вес составляет 3,65 кг.

Бета-талассемией называется выработка ненормальной формы гемоглобина, белка в красных кровяных тельцах, который разносит по телу кислород. Из-за неправильного гемоглобина красные кровяные тельца разрушаются, что приводит к развитию лейкемии.

Исторически метод ЭКО начали применять в случаях непроходимости маточных труб и других форм бесплодия. Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, появился на свет 25 июля 1978 года. Автор этого метода, Роберт Эдвардс (Robert G. Edwards) из Кембриджского университета (University of Cambridge), Великобритания, удостоился в прошлом году Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Метод ЭКО до сих пор вызывает немало споров, связанных с этическими и правовыми вопросами. Препятствием в распространении ЭКО становится и официальная позиция церкви относительно этой процедуры. Мнение католической церкви по этому вопросу изложено в 35-страничном документе под названием «Достоинство человека» (Dignitas Personae), в котором подчёркивается, что человек «не сводится к скоплению клеток» и его жизнь «необходимо уважать с самых ранних стадий развития». «Человеческий эмбрион с момента оплодотворения обладает такой же ценностью, как и взрослая личность». Католическая церковь однозначно высказывается против искусственного оплодотворения, которое, как известно, связано с уничтожением «лишних» зародышей.

Позиция православной церкви отражена в документе «Основы социальной концепции» и отлична от позиции Ватикана. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия относят «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».

Этически неоднозначным и безусловно осуждаемым всеми церквями является вопрос об отборе эмбрионов в ходе ЭКО. Выбор эмбриона согласно пожеланиям родителей – это прямой путь к евгенике, когда заранее можно будет определять все, вплоть до цвета глаз и волос ребенка. С другой стороны, именно такой подход позволяет избавить детей от наследственных заболеваний и даже стать спасителем для своих родственников.

Источник: журнал "Вокруг Света"