Вопросам оптимизации промоции лекарств уделяется много внимания. Нельзя сказать, что все средства на этом пути хороши: скажем, в родных пенатах, особенно в последние годы, не утихают дебаты вокруг возможностей либо огульного запрета рекламы лекарственных средств, либо различных методов ее контроля (например утверждения соответствующими инстанциями и др.). Целью публикации является беглый обзор международных и национальных документов, определяющих параметры надлежащей практики продвижения на рынок лекарственных средств в контексте рациональной фармакотерапии. Более 10 лет назад публикацией Этического кодекса фармацевтов, принятого Советом Международной фармацевтической федерации (FIP). Следует отметить, что тема этичного (честного, адекватного, объективного, точного) информационного сопровождения лекарственных средств выходит далеко за рамки правдолюбия. В последние годы возрастает обеспокоенность по поводу связи между специалистами здравоохранения и фарминдустрией — в частности, относительно влияния индустрии на принятие решения по назначению и отпуску лекарств посредством множества рекламных инструментов, которые могут повлиять на выбор лечения. Фармацевтическая промышленность, которая играет важную роль в разработке, производстве и распространении лекарственных средств, во многих странах стала также основным спонсором повышения квалификации специалистов, последипломного медицинского образования и научных исследований. Существует противоречие между усиленным стимулированием продаж на конкурентном фармрынке и заботой о здоровье пациентов, что может приводить к недостаточно оптимальному выбору схемы фармакотерапии, иногда в ущерб здоровью пациента. Впрочем, если бы продвижение лекарств не влияло на решения по лечению, стали бы фармацевтические компании вкладывать миллиарды долларов ежегодно в маркетинг, направленный на медицинских работников? Учитывая, что компаниям необходимо демонстрировать устойчивую прибыль своим держателям акций, это представляется маловероятным. Фармацевтические компании просто выполняют свою роль как коммерческие бизнес-организации, цель которых — продать больше лекарств большему количеству людей, чтобы увеличить прибыль акционеров. Бесспорно, у них есть продукты, необходимые для лечения пациентов, как воздух, однако по сути фармацевтические компании со своими маркетинговыми подразделениями являются продавцами, стремящимися повысить прибыль, а не альтруистическими организациями, старающимися улучшить здоровье людей. В то же время неспособность распознать некорректную рекламную информацию или научные данные низкого качества, наносящие вред пациентам, — а тем более сознательное следование ущербным рекомендациям, например, в целях личной выгоды, — это уже зона ответственности специалистов здравоохранения, стоящих у постели больного или за прилавком аптеки, с них и спрос. Для них важно всегда помнить, что информационное сопровождение (любые виды информационно-рекламной деятельности) лекарственных средств изначально предназначено прежде всего для обеспечения рационального использования лекарств. По определению между этичным продвижением и рациональным использованием лекарственных средств можно смело ставить знак тождества: никакой другой цели промоция лекарств не имеет, во всяком случае, не должна иметь. Но не покривим душой: реклама лекарств давно превратилась из инструмента информационного в инструмент коммерческий. И между двумя этими кресалами — лечебной ценностью и коммерческой выгодой — как раз и высекается искра риска для пациента. Увы, информация о лекарстве и его надлежащем использовании может быть извращена и удалена от действительности буквально на всех звеньях лекарственной цепочки. Всему живому свойственно стремление к поглощению как можно большего количества энергоносителей при их минимальном расходовании (проще говоря, жажда максимальной наживы при минимальных потерях/напряжении). Немудрено, что в рекламе лекарств сильно, а порой непреодолимо искушение либо завуалировать те негативные свойства препарата, которые могут закономерно отпугнуть потенциального покупателя, либо приписать продукту некие позитивные качества, которыми он в действительности не обладает или обладает в меньшей степени, нежели хотелось бы его промоутеру — производителю, поставщику, назначающему его врачу, отпускающему его фармацевту. В подавляющем большинстве стран государства ассигнуют на обеспечение рационального использования лекарств явно недостаточно средств (Holloway K., van Dijk L., 2011). В нашей стране государство и вовсе не тратит на это ни копейки, соответственно, и не несет ответственности, делегировав вышеперечисленным сторонам всю ее полноту. Этот конфликт интересов извечен. Выигрыш и прибыль от удачи разделят меж собой все задействованные/заинтересованные стороны, а вот в случае проигрыша пострадавшей стороной окажется одна — пациент. В чем принципиальные отличия между некорректной рекламой лекарств и, допустим, вентиляторов? Прежде всего, разумеется, в несопоставимой значимости последствий: неисправный вентилятор подлежит починке или замене, а вот неправильно использованное лекарство может становиться ядом, наносящим организму человека урон, порой непоправимый. Во-вторых, вентилятор работает (или не работает) сразу, и это легко определить — лекарственный же препарат утаивает свои механизмы действия на глубинном клеточно-молекулярном уровне, что невооруженному глазу недоступно, и чтобы до механизмов этих доступиться, и придумана человеком грандиозная научно-медицинская машина. Допустим, ученые и специалисты здравоохранения эти механизмы понимают, однако потребитель/пациент вынужден принимать получаемую информацию о лекарстве на веру, как говорили древние, доверять познавшему. А неэффективности/вреду препарата в том или ином конкретном случае найдется множество оправданий (могла и индивидуальная чувствительность подкачать, и вообще, «необходимы дальнейшие исследования»: взятки гладки). Поэтому для достижения баланса в этом вопросе на национальном уровне необходимо определить ориентиры, избрать точки опоры, зафиксировать позиции, провозглашаемые авторитетными международными медико-фармацевтическими организациями, прежде всего ВОЗ. СТОЛПЫ И ПЕРВООСНОВЫ.Этичная промоция Основополагающим документом в исследуемой области является небольшое по объему руководство ВОЗ «Этические критерии продвижения лекарственных средств» (WHO. Ethical criteria for medicinal drug promotion. Geneva: World Health Organization; 1988), одобренное 13 мая 1988 г. Сорок первой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, резолюция WHA41.17 (руководство доступно в русском переводе, осуществленном издательством «МОРИОН»: «Еженедельник АПТЕКА», № 4 (575) от 29 января 2007 г.; ). Напомним, в трактовке ВОЗ термин «продвижение на рынок» применяется по отношению ко всем видам информационно-рекламной деятельности, которую проводят компании-производители и фирмы-поставщики для стимулирования назначения, поставки, закупки и/или применения лекарственных средств. Слова документа звучат, как песня; их хочется цитировать вновь и вновь: «В стране можно активно продвигать на рынок только те лекарственные средства, которые официально разрешены к продаже в данной стране. Продвижение на рынок следует осуществлять в соответствии с национальной политикой в области здравоохранения и национальным законодательством, а также с добровольными кодексами правил, если они существуют. Все информационно-рекламные материалы, в которых содержатся какие-либо сведения о медикаментах, должны быть надежными, точными, достоверными, современными, доказательными и оформленными должным образом. Они не должны содержать формулировок, которые могут ввести в заблуждение, а также непроверенных данных. Нельзя исключать какую-либо часть информации, поскольку это может повлечь за собой нецелесообразное использование лекарственного препарата или неоправданный риск. Слово «безопасное» следует использовать только по отношению к тем лекарственным средствам, которые прошли надлежащую проверку. Сравнение препаратов необходимо проводить на основе реальных фактов, беспристрастно и аргументированно. <…> Продвижение на рынок нельзя осуществлять из конъюнктурных соображений. <…> Нельзя использовать научную и обучающую деятельность для продвижения лекарственных препаратов на рынок. <…> Нельзя рекламировать препараты, отпускаемые по рецепту или применяемые в терапии больных с тяжелыми заболеваниями, которые может назначать только квалифицированный врач. <…> В рекламе, предназначенной для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения, следует подбирать формулировки и иллюстрации в полном соответствии с научными данными, содержащимися в официально утвержденной информации о конкретном лекарственном препарате, или в соответствии с другими источниками информации, имеющими аналогичное содержание. Текст должен быть понятным. <…> Рекламные материалы, в которых есть высказывания, способствующие сбыту, должны содержать краткую научную информацию о лекарственном препарате. <…> Рекламные сообщения могут информировать о том, что препарат излечивает, предупреждает заболевание или облегчает состояние лишь в том случае, если эта информация достоверна. <…> Не следует использовать формулировки, которые вызывают чувство страха или беспокойства. <…> Медицинские представители не должны предлагать «стимулы» лицам, назначающим лекарственные средства, и фармацевтам. В свою очередь лица, назначающие лекарственные препараты, а также фармацевты не должны стремиться получить такие «стимулы». <…> Постмаркетинговые научные исследования и фармакологический надзор не должны превращаться в завуалированную форму продвижения препарата на рынок. <…> Обоснованную информацию о риске, связанном с применением лекарственных препаратов, необходимо сообщать, в первую очередь, соответствующим национальным органам здравоохранения и распространять на международном уровне в кратчайшие сроки.». Характерно, что за почти четвертьвековую историю использования этот документ ни разу не подвергался пересмотру, что подчеркивает его актуальность и в наши дни, но вовсе не означает, что тема этического продвижения лекарств замерла и не развивалась — напротив, эта работа проводилась ВОЗ (как и другими международными профессиональными объединениями, о которых речь пойдет ниже) системно и непрестанно, от сессии к сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Так, 23 мая 2007 г. Шестидесятой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята программная резолюция, которая прямо и однозначно увязывает этику промоции и рациональное использование лекарственных средств и заслуживает, чтобы привести ее текст полностью. ШЕСТИДЕСЯТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯРезолюция WHA60.16 Пункт 12.17 повестки дня 23 мая 2007 г. Прогресс в рациональном использовании лекарственных средств Шестидесятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения,
1. ПРИЗЫВАЕТ государства-члены (и, в соответствующих случаях, региональные организации экономической интеграции):
2. ПРЕДЛАГАЕТ Генеральному директору:
Одиннадцатое пленарное заседание, 23 мая 2007 г. Рациональное использование лекарствЦелый ряд мостов между этичным продвижением на рынок и рациональным использованием лекарственных средств наведен руководством ВОЗ «Содействие рациональному использованию лекарственных средств: основные составляющие лекарственной политики ВОЗ» (Promoting rational use of medicines: core components. World Health Organization. Geneva. 2002. Доступен русский перевод, выполненный издательством «МОРИОН»: «Еженедельник АПТЕКА», № 38 (409) от 6 октября и № 40 (411) от 20 октября 2003 г. — www.apteka.ua/article/14507; http://www.apteka.ua/article/14567). Определение рационального использования лекарственных средств (ВОЗ, 1985 г.): «Пациенты получают лекарственные средства согласно клиническим показаниям, в дозах, отвечающих их индивидуальным потребностям, на протяжении необходимого времени и по самой низкой стоимости как для них самих, так и для общества». Это означает выбор лечения с наилучшими параметрами по эффективности и безопасности из всех имеющихся альтернатив, и наименее затратного из приемлемых вариантов лечения. Принятие таких решений требует знания состояния здоровья пациента, его жизненной ситуации и предпочтений, доступа к объективной, сравнительной информации о пользе и неблагоприятных эффектах всех имеющихся вариантов лечения. Основные меры для содействия рациональному использованию лекарственных средств (ВОЗ, 2002): 1) национальный уполномоченный мультидисциплинарный орган по координации вопросов, связанных с использованием лекарственных средств; 2) клинические руководства; 3) перечень основных лекарственных средств, базирующийся на препаратах выбора; 4) фармакотерапевтические комитеты в районах и лечебно-профилактических учреждениях; 5) проблемно-ориентированная подготовка по фармакотерапии в ходе предаттестационного обучения; 6) последипломное медицинское образование без отрыва от производства как требование для получения/продления лицензии; 7) надзор, аудит и обратная связь; 8) независимая информация о препаратах; 9) просвещение населения в отношении лекарственных средств; 10) недопущение неприемлемого финансового стимулирования; 11) адекватные и выполняемые регуляторные меры; 12) достаточные государственные вложения в обеспечение доступности препаратов и подготовку персонала. Независимая информация о препаратахНередко для практического врача единственным источником информации о лекарственных средствах являются фармацевтические компании, но эта информация может быть необъективной. В этой связи особую важность приобретает обеспечение независимой (непредвзятой) информацией. Центры информации о лекарственных средствах и лекарственные бюллетени представляют собой два действенных способа распространения такой информации. Те и другие могут функционировать как под эгидой государственных или университетских медицинских учреждений, так и под патронатом неправительственных организаций — под контролем квалифицированных медицинских специалистов. Под чьей бы юрисдикцией они не были, Центры информации о лекарственных средствах или бюллетени должны:
Примерный формуляр ВОЗ (WHO Model Formulary) содержит независимую информацию обо всех препаратах, включенных в Примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ (WHO Model List of Essential Medicines). Просвещение населения в отношении лекарственных средствНе владея достаточными знаниями об опасности и преимуществах использования лекарств, а также о том, когда и как их применять, люди могут не получать от фармакотерапии ожидаемого клинического эффекта и страдать от побочных эффектов. Это возможно как в случае с рецептурными препаратами, так и с лекарствами, которые могут использовать без назначения медицинским работником. Государство несет ответственность за обеспечение не только качества медикаментов, но и качества информации о лекарствах, сообщаемой потребителям. Это требует:
Финансовое стимулирование может активно способствовать как рациональному, так и нерациональному использованию лекарств. Например:
Источник: apteka.ua
|