Малаев Михаил Георгиевич, к. м. н.
Москва
Применение разных методов анализа закупок лекарственных препаратов для государственных нужд позволило выявить чрезмерность ассортимента лекарственных препаратов, включаемых в государственные контракты, а также низкую эффективность использования финансовых средств.
The use of different methods for analyzing the procurement of drugs for state needs made it possible to reveal the excessive range of drugs included in state contracts, as well as the low efficiency of the use of funds.
Оказание медицинской помощи заболевшим гражданам в большинстве случаев требует применения лекарственных препаратов. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — закон № 323-ФЗ) медицинская помощь в плановом порядке должна оказываться с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основе клинических рекомендаций, разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации (пункт 15 статья 37 закона № 323-ФЗ).
Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ предусматривает обеспечение граждан по рецептам, оформленным врачами, при лечении в амбулаторных условиях лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии со стандартами медицинской помощи (статья 6.2). Регионы имеют право сформировать свой перечень лекарственных препаратов, отпускаемых при амбулаторном лечении гражданам из числа отдельных категорий, но в ассортименте не меньше ассортимента, включённого в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — перечень ЖНВЛП). Перечень ЖНВЛП утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 го - да № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи производится по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (статья 81 закона № 323-ФЗ).
Государством гарантируется также оказание медицинской помощи с обеспечением лекарственными препаратами, входящими в Национальный календарь прививок (приказ Минздрава от 21.03.2014 г. № 125н), в постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1438 «О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С», в постановление Правительства РФ от 26.11.2018 г. № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Расходы на приобретение лекарственных препаратов, необходимых для выполнения государственных обязательств, производятся за счёт бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
С целью изучения эффективности использования финансовых средств, направляемых на оплату стоимости лекарственных препаратов, включённых в государственные контракты, проведён анализ данных, размещённых в Единой информационной системе в сфере закупок для государственных нужд (http://zakupki.gov.ru). Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие закупки лекарственных препаратов для государственных нужд
Table 1
Main indicators characterizing the procurement of pharmaceuticals for state needs
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года можно отметить, как в абсолютных, так и в относительных цифрах, значительное увеличение стоимости лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП (с 9,9 до 17,2 %), а также не входящих в стандарты медицинской помощи (с 32,1 до 46,5 %). В результате этого удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не входящих в утверждённую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но включённых в государственные контракты, увеличился с 34,8 до 49,4 % от общей стоимости лекарственных препаратов, включённых в государственные контракты.
Однако постановлениями Правительства и приказом Минздрава России некоторые лекарственные препараты были включены в дополнительно утверждённые перечни. С учётом этого удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не гарантированных государством для использования при оказании медицинской помощи, несколько снизился (в 2020 году с 34,8 до 32,7 %, а в 2021 году уменьшился с 49,4 до 41,6 % от общей стоимости лекарственных препаратов). Однако, несмотря на учёт сделанных дополнений, всё равно в 2021 году отмечается рост удельного веса стоимости лекарственных препаратов, не входящих в Программу государственных гарантий, с 32,7 до 41,6 % от общей стоимости лекарственных препаратов, включённых в государственные контракты.
Часть лекарственных препаратов, не входящих ни в какие утверждённые перечни, была включена в государственные контракты по решениям врачебных комиссий, а также по распоряжениям руководителей государственных органов исполнительной власти для оказания медицинской помощи с целью предупреждения чрезвычайной ситуации в связи с пандемией COVID-19. В этих случаях нецелесообразно применение конкурентных способов определения поставщика лекарственных препаратов, требующих больших затрат времени. Однако значительная часть лекарственных препаратов (в 2020 году — 30,7 %, а в 2021 году — 37,9 % от стоимости всех лекарственных препаратов), не входящих в перечень ЖНВЛП или в стандарты медицинской помощи, всё равно приобреталась с использованием объявления аукционов, т. к. в этом случае не требуется наличия соответствующих решений врачебных комиссий. Вполне закономерно, что на участие в большей части таких аукционов поступала заявка от единственного участника. В результате этого аукцион признавался несостоявшимся, а контракт подписывался по объявленной начальной (максимальной) цене.
В 2021 году по сравнению с предыдущим годом отмечается значительное (на 33,8 %) увеличение стоимости включённых в государственные контракты лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, т. е. не разрешённых к медицинскому применению на территории Российской Федерации. Данные о способах размещения заказов на поставку лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации, представлены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Данные о способах размещения заказов на поставку лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации (9 месяцев 2020 года)
Table 2
Data on the methods of placing orders for the supply of medicinal products not registered in the Russian Federation (9 months of 2020)
Таблица 3
Данные о способах размещения заказов на поставку лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации (9 месяцев 2021 года)
Table 3
Data on the methods of placing orders for the supply of medicines not registered in the Russian Federation (9 months of 2021)
Лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации, могут приобретаться для оказания медицинской помощи у фармацевтических организаций, получивших разрешение на ввоз для конкретных пациентов строго ограниченной партии этих лекарственных препаратов в соответствии с положениями Федерального закона от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Понятно, что лекарственные препараты, отсутствующие на фармацевтическом рынке страны, никак не могут закупаться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а там более на аукционах или по запросу предложений. Метод запроса котировок вообще применяется только при торговле акциями на специализированных биржах, а не для приобретения лекарственных препаратов.
С целью комплексной оценки закупок лекарственных препаратов для государственных нужд проведён рейтинговый анализ, результаты которого приведены в табл. 4.
Таблица 4
Рейтинговый анализ стоимости лекарственных препаратов (ТОП-15), включённых в контракты
Table 4
Rating analysis of the cost of drugs (TOP-15) included in contracts
В 2021 году среди наименований, входящих в ТОП-15, появилось 6 новых МНН, в том числе 2 МНН лекарственных препаратов, которые не входят в Программу государственных гарантий, т. к. они не вошли в стандарты медицинской помощи. По сравнению с прошлым годом удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не входящих в Программу государственных гарантий, но входящих в ТОП-15, увеличился с 8,7 до 9,6 % от общей стоимости всех лекарственных препаратов, включённых в государственные контракты.
Наиболее известным инструментом, позволяющим дать оценку эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, является ABCанализ, результаты которого представлены в табл. 5 и 6.
Таблица 5
Результаты ABC-анализа использования финансовых средств на закупку лекарственных препаратов (9 месяцев 2020 г.)
Table 5
Results of ABC analysis of the use of funds for the procurement of medicines (9 months of 2020)
Таблица 6
Результаты ABC-анализа использования финансовых средств на закупку лекарственных препаратов (9 месяцев 2021 г.)
Table 6
Results of ABC analysis of the use of funds for the purchase of medicines (9 months of 2021)
Необходимо обратить внимание на то, что относительно небольшой ассортимент лекарственных препаратов из группы «А», т. е. не входящих в программы государственных гарантий (3,1 % в 2020 году и 3,6 % от общего ассортимента в 2021 году), сопровождается значительными финансовыми расходами (24,5 % в 2020 году и 33,2 % от общих расходов в 2021 году).
Для реализации программ государственных гарантий по оказанию медицинской помощи подавляющему большинству граждан, как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических условиях, оказалось достаточно ассортимента лекарственных препаратов в количестве 619 МНН (в прошлом году — 625 МНН). Этот ассортимент составил 27,8 % (в прошлом году — 29,5 %) от общего ассортимента лекарственных препаратов, включённых в государственные контракты за 9 месяцев 2021 года. Расходы на обеспечение этого ассортимента лекарственных препаратов составили всего 58,4 % (в прошлом году 67,4 %) от общей стоимости всех лекарственных препаратов, включённых в государственные контракты.
Таким образом, разные методы, применённые для проведения анализа закупок лекарственных препаратов для государственных нужд, выявляют чрезмерность ассортимента лекарственных препаратов, включаемых в государственные контракты, а также низкую эффективность использования финансовых средств. Данное явление является следствием как отсутствия на государственном уровне системы управления лекарственным обеспечением медицинской помощи, оказываемой гражданам по программам государственных гарантий, так и неэффективностью используемых методов контроля над расходом бюджетных средств.
The authors declare that there are no conflicts of interest present.